СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. ЖЕЛЕЗНИКОВА "ЧУЧЕЛО" И "ЧУЧЕЛО-2, ИЛИ ИГРА МОТЫЛЬКОВ"

муниципальное общеобразовательное  учреждение
Агинская  средняя общеобразовательная школа №2

 

Центр дистанционного образования "Эйдос"

V-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция

 

Творческая работа участника V-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. ЖЕЛЕЗНИКОВА "ЧУЧЕЛО" И "ЧУЧЕЛО-2, ИЛИ ИГРА МОТЫЛЬКОВ"

         АРХИВ 

 МОУ Агинская СОШ №2, НОУ "Росток"

 

Исследовательская работа по литературе

Выполнила: Леонтьева Светлана,

ученица 5 класса Агинской средней школы №2

Руководитель: Морева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Агинская средняя школа №2, moguk@mail.ru

 

Почему я выбрала эту тему: Я заинтересовалась тем, почему два разных произведения одного и того же автора  носят похожие названия, поэтому решила прочитать повести В.Железникова «Чучело» и «Чучело-2» и сопоставить их.

 

Цели и задачи: Целью нашей работы является выявление общих черт и различий произведений «Чучело» и «Чучело – 2»  путем их сопоставления.

Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:

1)      выявить особенности образов Лены и Зои путем их сопоставления

2)      определить роль образа Кости в повести «Чучело – 2»

3)      сопоставить  проблематику  произведений

Главная идея и проблема  работы: Названия произведений предполагают, что одна повесть является продолжением, однако  я заметила, что произведения имеют и различия. Общность же данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков.

 

План работы:

1.      прочитать повести «Чучело» и «Чучело-2»

2.       исследовать особенности биографии В.Железникова

3.      сопоставить проблематику и  образную систему, выявить сходства и различия  произведений

4.      сделать выводы

Введение

         Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается подростка, система ценностей которого еще только формируется. Школьники с нестабильной моральной базой, с неустоявшимися нравственными ценностями легко попадают под влияние окружающих их людей, и не всегда это влияние оказывается положительным. Сложно определить, к каким выводам придет подросток, пройдя нравственное испытание. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

Владимир Железников, произведения которого посвящены детям, а также их победам и  огорчениям, обращается в своих рассказах и повестях к  проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.  Одной из таких повестей Железникова  является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между  Леной Бессольцевой,  прозванной Чучелом,  и классом.

         В 90-е ХХ века тем же писателем было создано другое произведение -  «Чучело – 2, или игра мотыльков», посвященное проблемам современных подростков.  Название этой повести предполагает, что  является продолжением произведения  «Чучело».

         Произведения «Чучело» и «Чучело – 2» являются мало исследованными. Кроме того,  вопрос их сопоставления не поднимался в литературоведении. Данной особенностью определяется новизна нашего исследования.       

Исследуя произведения и творчество Железникова,  мы опирались на  Интернет - ресурсы, посвященные его творческой биографии и фильмографии,  и интервью писателя, опубликованные на сайтах  http://edu4.shebekino.ru/;  http://imhonet.ru/;  http://hghltd.yandex.net/ ;  http://dic.academic.ru/.

 

Ход работы

    При анализе произведений  одного автора  необходимо обратиться к его творческой и жизненной биографии, поскольку она может раскрыть некоторые особенности этих произведений  и дать ответы на поставленные вопросы. Этим объясняется наше обращение к описанию жизни и творчества В.К.Железникова.

    Железников Владимир Карпович родился в 1925, в семье пограничника.   Из-за этого он все детство часто переезжал  с места на место и  собирался стать военным. Он посетил  города России, Белоруссии, Прибалтики.[1]  Значительная часть опыта, накопленного в поездках, отразилась в его книгах.

Детский писатель был широко образованным и многогранным человеком. Встав перед выбором профессии, Владимир Железников    предпочел профессию артиллериста, что определялось особенностями времени,  и учился в артиллерийском училище.  В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, Железников вернулся в Москву и остался там навсегда. Затем Владимир Карпович получил юридическое образование, а в 1957 году окончил Литературный институт имени М.Горького и стал писателем.[2]

     Первая его книга, «Разноцветная история», вышла в 1960 году. Как кинодраматург писатель  дебютировал также в 1960 году, когда был создан  сценарий фильма "Серебряные трубы"[3].

За весь период творчества Железников написал множество книг для детей: "Каждый мечтает о собаке" (1966),  "Чудак из `5-Б`" (1981) "Чучело" (1978)  и другие,  а также  рассказы и пьесы из жизни школьников.

     Особую реакцию читателей вызвала повесть «Чучело», которая была написана на основе  жизненных событий.   Герои этой книги – обыкновенные школьники, которым приходится решить для себя  несколько важных вопросов: стоит ли верить другим? Что такое доброта? Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? Главной героине Лене Бессольцевой пришлось пережить   драму одиночества и жестокое непонимание сверстников, но  ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее смелость в любви  помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.[4]         Продолжить тему одиночества Железников  решил в другой повести  «Чучело – 2, или игра мотыльков», где главный герой Костя напоминает по своим внутренним качествам Лену Бессольцеву. Однако герои этой повести – уже не дети, а подростки, которым 16-17 лет. Ошибки, совершаемые ими, гораздо серьезнее и влекут за собой тяжелые последствия (угон машины, сбитые люди, попытка самоубийства Глазастой и т.д.). Поэтому  Косте, Зойке и остальным   они обходятся  дорого. Но писатель и в этой повести утверждает победу человеческих достоинств.

     С 1988 года Железников является художественным  руководителем  киностудии «Глобус»,  где  участвует в съемке фильмов для детей. В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов  "Нежданный гость" (1972),  "Чудак из `5-Б`" (1972),  "Старомодная комедия" (1978),
 "Маленькая принцесса" (1978),  "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991)
 "Русский бунт" (1999).
[5] За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.[6]

      Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Большинство произведений В. Железникова  стало классикой отечественной детской литературы и вошло  в школьную программу.  Фильмы, снятые по его сценариям, также очень популярны у зрителей, особенно среди подростков.

      Таким образом, следует отметить, что Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и  показывает их важность  прежде всего для детей и подростков, которые  проходят через нравственное становление после  испытаний, пережитых ими.

 

      Для сопоставительного анализа произведений большое значение имеет сопоставление образов. В произведениях «Чучело» и «Чучело – 2» присутствуют похожие герои. Прежде всего,  сопоставимыми оказываются образы Лены  и Зои.

      У Лены Бессольцевой  так же непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешне  не похожа на остальных: «…у меня  ведь дурацкая улыбка - до  самых ушей.

Поэтому я и уши тогда прятала под волосами».[7]

      Явным лидером в классе  является  Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной:  волевой, принципиальной. Однако эти качества  присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство.  При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных:  «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете,  что хотите»[8], и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания  с Бессольцевой. Миронова  понимает, что  вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять  лжи и сохранить духовное начало.

       Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается  от своих сверстников. Его внешность сразу поразила  Лену: « Знаешь, он меня  сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик».[9] Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его  внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.  Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,  поэтому  он оказался способен на неоднократное предательство.  Он предает Бессольцеву, когда  не признается в своем проступке, когда  вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается  напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы. 

      В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов  предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее  рода.

      Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все  испытания,   она  не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

       Название второй повести – «Чучело – 2, или игра мотыльков» - предполагает связь с «Чучелом». В этом произведении так же присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову. Так,  Ленка Бессольцева, на первый взгляд,  оказывается прообразом Зойки. В повести акцент ставится на ее непосредственности, непохожести: « Глазастая говорила: Ты не вовремя родилась,  тебе бы в девятнадцатый, там умирали от любви, стрелялись на дуэлях, - и все это уважали».[10]  Эта фраза подчеркивает, что в современную эпоху любовь, верность и прочие ценности не в моде. Действительно, Зойка способна любить, хранить верность, относиться с доверием к людям: « Лизок меня наставляет, хочет изменить мою недоделанную натуру. Ей не нравится, что я каждому встречному – поперечному бросаюсь помогать, и меня поэтому часто обманывают».[11]

      По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой  меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка  бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление. Кроме того, она не испытывает особых мучений  из-за сбитых ими людей.   

      Возможно, причина этого различия между Ленкой и Зойкой кроется в том, что рядом с Бессольцевой находится дедушка, человек, помогающий ей сохранить нравственную основу, не озлобиться, взрастить  в ней чувство прекрасного, в то время как у Зойки в окружении нет такого человека: Степаныч, ее отец, простой человек, заботящийся о насущных нуждах; матери рядом нет. Эта ситуация объясняет, почему Зойка так стремится к друзьям и почему она так пассивна: она не знает, как себя вести, ей не хватает моральной базы. Ленкино прозвище, Чучело, относится к Зойке лишь потому, что  она так же нескладна и неуклюжа: «Балдею, хочу сесть, но падаю мимо стула»[12], поэтому название «Чучело – 2» кажется нам неоправданным. Исходя из этого, следует отметить, что Зойка лишь отчасти схожа с Леной и не является главной героиней повести.

       В центре произведения находится другой образ – образ Кости. Этот герой, на первый взгляд, похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, поскольку  постоянно привлекает  к себе внимание.  Как и Димка, он способен  на протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу».[13] В нем есть положительное начало: он старается быть честным. Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костя  думает лишь о себе. К чувствам  и мыслям других людей он относится  с презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Костя  демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей.  В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Не  я первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете».[14] Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить. 

      Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньги  тратит, не задумываясь. Именно  к ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины.  К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем[15] не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука».  Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество.

      Следует отметить, что в данном произведении автор продолжает поднимать проблему противостояния толпы и личности. Но если Лена Бессольцева явно сохраняла свое человеческое достоинство до конца, то Костя почти сдается. Он следует морали общества. Долгое время он пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира».[16] Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок. Нравственная перестройка происходит в Косте  в тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их.

Что касается образов Глазастой и Ромашки, то следует отметить, что они полностью сопоставимы с образами Мироновой и Шмаковой. Глазастая, как и Миронова, стремится к высоким идеалам, пытается казаться особенной личностью, но при этом мало чем отличается от своего окружения. Она хочет благородно пожертвовать крупную сумму детям из детского дома, но при этом достаются эти деньги далеко не достойным путем – воровством; это она провоцирует Костю на угон автомобиля и не вспоминает о пострадавших стариках. Ромашка полностью соответствует своему времени и живет в духе его философии: все для себя.

       В  заключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой,  сложен, он отражает образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Поэтому следует говорить о том, что Костя, а не Зойка – главный герой, являющийся прообразом Лены Бессольцевой, также выдержавшей нравственное испытание. Эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,  а для других.

        

       Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть Зои и Лены, Димы и Кости, следует проводить параллель между Костей и Леной, так как через этих героев автор раскрывает проблему сохранения души в условиях противостояния толпе.

 

Заключение

     При решении поставленных в работе задач  был проведен сопоставительный анализ двух повестей Владимира Железникова, «Чучело» и «Чучело – 2, или игра мотыльков». Как показал сопоставительный анализ, данные произведения имеют схожие черты. 

      Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Зои, Димы и Кости, Глазастой и  Мироновой, Ромашки и Шмаковой.  По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой  меняется на протяжении повести, он развивается. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво, и автор не показывает  эволюции Зойки, поэтому нельзя сказать, что она – главная героиня повести. 

     При более детальном рассмотрении образов выяснилось, что имеют внутреннюю связь образы Кости и Лены, поскольку  эти герои смогли понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,  а для других. Поэтому главным героем следует считать Костю.

Нами отмечены сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует  внешний (между героем и обществом) и внутренний  (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема сохранения души  в условиях противостояния личности и толпы. 

     Таким образом, повести «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков» имеют ряд сходств на образном уровне, а также в области конфликта и проблематики. Этими общими особенностями объясняется схожесть названий произведений.

      На наш взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Автор раскрывает одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х  годов ХХ века  и современного периода). Но сама суть вопроса остается: как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы? Большинство людей попадают под ее влияние – это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души  будет ставиться все острее.

 

Список литературы

1.      Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/

2.      Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3.      «Игры мотыльков» - «Чучело» новой России. http://hghltd.yandex.net/

4.      Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/

5.      Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

6.      Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

 

 

Рефлексия: на мой взгляд, работа прошла успешно. Особое внимание я уделила анализу образной системы, потому что она помогла и дальнейшему разбору произведения. Работу с этими повестями можно продолжить дальше: более детально рассмотреть проблематику произведения, роль остальных персонажей. Возможна работа с произведениями в психологическом направлении: конфликт личности и толпы, взаимодействие разных поколений также заслуживают рассмотрения. Я бы хотела в дальнейшем изучить эти вопросы.

 

Результаты данной работы можно использовать  на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями.

 

Самооценка: я считаю, что достигла поставленной цели частично. Мне кажется, для более четких выводов нужно рассмотреть детально конфликт произведений, полностью проанализировать проблемы произведения и роль других персонажей. Тогда выводы будут более обоснованными.

 

 



[1]  Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/

[2] Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/

[3] Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

[4] Владимир Карпович Железников. http://edu4.shebekino.ru/

[5] Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/

[6] Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

[7] Железников В.К. «Чучело». М., 1989г. С. 35

[8] Там же. С.171

[9] Там же. С.42

[10] Железников В.К. «Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.3-4

[11]Там же. С.4

[12] Железников В.К. «Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г С.308

[13]. Там же. С.110

[14] Там же. С.185

[15] Железников В.К. «Чучело-2, или игра мотыльков». М., 2005г. С.133

[16] Там же. С.189

 

 

 

© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2009

© Леонтьева Светлана, 2009

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz