| |||||||||
|
| ||||||||
Центр дистанционного образования "Эйдос" V-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция
Творческая работа участника V-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции Бой за Диксон АРХИВ
МОУ Агинская СОШ №2, НОУ "Росток"
Исследование по истории Красноярского края Шиндякин Вячеслав, 7 класс, Агинская средняя школа №2 Руководитель: Салий Елена Витальевна, учитель географии. МОУ Агинская СОШ№2,
Почему я выбрал эту тему: Своей жизнью, существованием нашей страны мы обязаны подвигу наших дедов, спасших страну от фашизма. У нас нет права предать их подвиги забвению. Немногие, к сожалению, знают о том, что, что в нашем крае были военные действия во время ВОВ. Цели и задачи: Путём изучения, анализа, дополнения информации при изучении разных источников, создать более полную картину боя за Диксон в августе 1942.года. Идея и проблема работы: Обидно, что практически во всех справочниках, книгах о войне, об этих событиях даже не упоминается. Даже в Енисейском энциклопедическом словаре нет информации (только о Н.Корнякове). В августе 2007 года было 65 лет со времени боя за Диксон, почти нигде об этом не было информации в СМИ. Даже в музее Енисейского пароходства только четыре фотографии не очень хорошего качества и более никаких материалов о бое за Диксон нет. План работы: I. Реферат план реферата 1. Диксон в истории становления Северного морского пути 2. Диксон в период ВОВ 3. Бой за Диксон или операция «Вундерланд» 4. Заключение I I. Литература I I I. Приложения Лист самооценки Приложения к реферату находятся в архиве.
65 лет назад в августе 1942 года огненное дыхание войны опалило и наш край. Фашисты решили захватить штаб морских операций на Диксоне, уничтожить оборонительные сооружения. Задание поручили линкору «Шеер». О победе защитников Диксона, достигнутой высокой ценой в неравном бою, эта работа. Наш край стал единственным регионом за Уралом, где в период ВОВ шли боевые действия
Диксон в истории становления Северного морского пути
В связи с начавшимся освоением Северного морского пути в 1915 году на острове Диксон построили радиостанцию, и в этом же году она вступила в строй. А в 1916 году здесь открыли постоянную гидрометеорологическую станцию. В 1918 году диксонская станция была передана в распоряжение Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, которой с 1914 года руководил Б. А. Вилькицкий. Невозможно переоценить роль гавани и расположенных здесь научных станций в освоении советского Севера и регулярном плавании по Ледовитому океану. Диксон становится базой многочисленных экспедиций — морских и воздушных, базой арктического флота. Здесь развернули строительство современного морского порта. В 1934 году построили мощный радиометеоцентр, крупную геофизическую обсерваторию. Сюда не раз прилетал Герой Советского Союза В. С. Молоков. На Диксоне в 30-е годы работал писатель Борис Горбатов и написал об этом замечательную книгу «Обыкновенная Арктика». Шли годы, расширялись и строились островной и материковый поселки. Диксон стал постоянным местом бункеровки арктического флота в центре трассы Северного морского пути. Ударными темпами шло строительство морского порта. Оно было закончено в 1941 году, и Диксон был готов к приему и обработке морских судов любого класса. С 1938 года на острове работал штаб морских операций Западного сектора Арктики. Все чаще Диксон стали называть столицей Арктики: ведь Северный морской путь уже бороздили десятки судов.
Диксон в период ВОВ
Разразившаяся в 1941 году война наложила на повседневную жизнь Арктики и трассы исключительно тяжёлый отпечаток: ко всем природным стихиям добавилась прямая опасность вражеского нападения. Гитлеровцы проникли в западные моря - Баренцево и Карское, их подводные корабли и боевые самолёты стремились нарушить судоходство в наших водах, парализовать деятельность Великого Северного пути. Фашисты намеревались смести с лица Земли порты и посёлки на побережье, такие, как Амдерма и Диксон, высадить на берег десант. Они зверски бомбили город-герой Мурманск, не раз полыхал древний Архангельск. Погибали в полярных водах наши мирные гидрографические, научно-исследовательские суда. Совершенно необходимыми стали в ходе войны наши полярные станции. Они снабжали страну сводками погоды, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг, и враг понимал, сколь важна эта деятельность. Фашистское командование разработало специальную операцию по срыву советских перевозок в Арктике. Операцию «Вудерланд» германское морское руководство готовило давно. Поэтому шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам немецких подводных лодок, научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла. Среди зимовщиков имелись жертвы, а несколько сотрудников одной из станций были захвачены в плен. Но исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в наиболее страшные периоды войны. На восточном «плече» трассы в те годы даже открывались новые зимовки — слишком серьёзную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны. Остров и порт Диксон от западных границ России отделяет более двух тысяч километров. Он стал постоянным местом бункеровки арктического флота в центре трассы и с 1938 в нём года работал штаб морских операций. Но пламя войны опалило и его. Фашисты хотели разрушить порт Диксон, захватить полярную станцию и получить информацию о ледовой обстановке и местонахождении караванов, идущих из Америки. С началом войны все население Диксона готовилось к возможному нападению врага. На Диксон завезли пулеметы, винтовки и три артиллерийские батареи. Две поставили на "материке, а одну на острове. Все взрослое население училось военному делу. Первый военный год для диксонцев был относительно спокойным. В навигацию 1942 года мимо Диксона на восток благополучно проследовало три больших каравана морских судов. В Карском море, близ мыса Челюскин, в ожидании улучшения ледовой обстановки отстаивался четвертый караван. А навстречу ему из Берингова пролива шел еще один караван в двадцать единиц. С запада поступали тревожные вести. Близ Новой Земли не один раз всплывали немецкие подводные лодки. Поэтому было решено на Новую Землю перебросить артиллерию из Диксона. За ней пришел ледокольный пароход «Дежнев», ставший военным сторожевым кораблем – СКР 19. 25 августа демонтированные орудия грузили в его трюмы. Еще задолго до войны Северным морским путем очень интересовалось немецкое военное командование. Фашистские специалисты пристально изучали Советскую Арктику. В 1939 году в гитлеровской печати появилась статья капитана 1-го ранга Пауля Вебера, в которой он рассуждал о возможности военно-морских операций на Севере. Напоминая о том, что период навигации в арктических водах очень мал, не больше трех месяцев, Вебер писал, что именно в это время «здесь возможна очень крупная добыча».
Бой за диксон или операция «Вундерланд»
После поражения под Москвой, когда стало ясно, что война затягивается, Гитлер потребовал от морского командования полностью сорвать все советские перевозки на Севере, ликвидировать систему снабжения в Арктике, перерезать Северный морской путь. Выполняя приказ фюрера, немецкое командование разработало целую серию операций: «Распутин» — к западу от пролива Маточкин Шар; «Романов» — к северу от острова Колгуев; «Зар» — к северу от Новой Земли. Были еще и другие, с не менее странными названиями: «Петр и Павел», «Иван и Рюрик». Но особое место в этой серии занимала операция «Вундерланд» (Страна чудес), которую стали готовить в марте 1942 года. Цель ее — перехватить и уничтожить караваны советских судов в Карском море, по выходе из пролива Вилькицкого. Разыскать караван на широком просторе трудно, а пролив не минует ни одно судно. В августе 1942 года немецкий штаб, руководивший морскими операциями на Севере, получил разведывательные сведения от своих коллег из японского адмиралтейства. В них говорилось, что шестнадцатого июля двадцать советских грузовых судов прибыли на Камчатку. Через несколько дней караван вышел из Петропавловска, а первого августа был запеленгован в Беринговом проливе. Какой груз везет караван, японцы не знали. Им было известно лишь, что некоторые суда наполнены первосортной канадской пшеницей. Почти в то же время немецкая авиаразведка засекла большую группу судов, вышедших из Архангельска на восток. По расчетам фашистов оба каравана должны были встретиться в Карском море. По меньшей мере три десятка судов! Да, это, действительно, была очень крупная добыча! Чтобы не упустить ее, требовался опытный и сильный охотник. Выбор пал на линейный корабль «Адмирал Шеер». Этот «карманный» линкор, как его называли немцы, имел большую скорость хода и дальность плавания, неплохую броню и мощное вооружение: два десятка тяжелых орудий, из них шесть — калибром 280 миллиметров. Восемь торпедных аппаратов и два самолета нес на себе этот корабль. Командир его, Меенсен Больхен, слыл среди гитлеровцев превосходным моряком: на его счету было двадцать шесть потопленных транспортов. Решительный, хитрый и расчетливый, Больхен не знал поражений и неудач. Считая Диксон важным стратегическим объектом, основным штабом транспортных операций в Ледовитом океане и глубинной базой советского арктического флота, фашистский пират решил его уничтожить. Это был грозный не только по тем временам корабль: около 14 тонн водоизмещением, броня до 122 мм., мощность машин 56 тыс. лошадиных сил, 27 орудий огневой мощи, 8 торпедных аппаратов и самолёт. Планировалась высадка десанта из 180 человек для захвата пленных и документов. Шестнадцатого августа «Шеер» вышел из Нарвика в открытое море и взял курс на Новую Землю. Вместе с ним шли две подводные лодки. Они должны были присоединиться к немецким субмаринам, которые патрулировали у Карских ворот, возле проливов Югорский и Маточкин Шар. Пирату помог туман. Линкор обогнул с севера Новую Землю и прямиком направился через Карское море к архипелагу Норденшельда, мимо которого пролегала дорога советских судов. «Шеер» остался незамеченным, никто его не преследовал. Но и сам он, маневрируя среди льдов, никак не мог обнаружить советские суда. К тому же, судя по радиоперехвату, дальневосточный караван уже достиг портов назначения и разгружался. Второй караван, вышедший из Архангельска, находился где-то возле пролива Вилькицкого. Его и разыскивал теперь фашистский корабль. Меенсену Больхену требовался «язык». Нужен был советский моряк, который достоверно знал бы, где сейчас караван, где и какие льды, где имеется проход между сплошными ледяными полями на подступах к островам Норденшельда. И как будто сама судьба шла навстречу Больхену: впереди появилась полоска дыма, медленно поднялись над водой две мачты. По ним определили — идет торговое судно. Все остальное казалось делом привычным. Двадцать шесть раз «Шеер» встречал в море английские и американские суда. Двадцать шесть раз экипажи судов спускали свой флаг после предупредительного выстрела и сдавались на милость сильного. Немцы не сомневались, что так будет и на этот раз. Но им еще не приходилось встречаться с советскими судами. Они еще не знали, что небольшой пароход в открытом море — это известный на весь мир «Александр Сибиряков», который первым прошел по Северному морскому пути. Тот самый «Сибиряков», который пробивался через ледяные поля со сломанными винтами, подняв на мачтах паруса, сшитые из брезента! И этот легендарный корабль немцы хотели пленить после одного выстрела! Это случилось в августе 1942 г., ровно через десять лет, как «А. Сибиряков» прошёл трассу в одну навигацию. Гитлеровцы не рассчитывали на серьезное сопротивление диксонского гарнизона. Радиостанция Диксона, откуда недавно вышел «Сибиряков», направлявшийся на полярные зимовки, приняла странную радиограмму: «Вижу крейсер неизвестной национальности, идет без флага. Капитан Качарава». В это время «А. Сибиряков» находился в Карском море, судно должно было посетить ряд островов, сменить часть зимовщиков, доставить продовольствие дальним полярным станциям. Когда на горизонте в районе архипелага Норденшельда сигнальщик заметил большой военный корабль, капитан скомандовал: «Боевая тревога». Чужой крейсер тяжёлого типа выкинул американский флаг и запросил сведения о ледовой обстановке, назвавшись «Тускалузой». Но капитан Анатолий Алексеевич Качарава понимал, что «Тускалуза» не может оказаться в Карском море. Между тем корабль быстро шёл на сближение, вниз полетел американский флаг, подняли флаг со свастикой. Еще через несколько минут: «Военный корабль поднял американский флаг. Идет прямо на нас. Диксон ответил немедленно: «В данном районе никаких американских судов быть не может. Корабль считать противником. Действовать согласно боевой инструкции!» На «Сибирякове» объявили боевую тревогу. Артиллеристы встали к четырем небольшим пушкам, установленным на судне после начала войны. На мачте неизвестного корабля мигал клотиковый фонарь: оттуда настойчиво требовали сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого. «Сибиряков» не отвечал. В Карском море судно, на борту которого находились 104 человека, грудью преградило путь германскому бронированному кораблю. Фашисты предложили сибиряковцам сдаться. Старый, постройки начала века, пароход, вооруженный только трехдюймовыми зенитными орудиями, передав Диксону «Принимаю бой!», ринулся в атаку. Но силы были неравными. Капитан предвидел исход поединка, но он знал также, что предупреждённый тревожными радиограммами караван из двух ледоколов и девяти транспортных судов успеет пройти через пролив Вилькицкого и скрыться во льдах моря Лаптевых только в том случае, если крейсер будет задержан хоть ненадолго. Героически принял неравный бой с крейсером экипаж ледокольного парохода «А. Сибиряков». Вооружённый зенитными пулемётами и лёгким пушками, первым пошёл в атаку на бронированного гиганта. И в это время вахтенный радист Диксона принял сообщение с ледокольного парохода «А. Сибиряков», который вступил в бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». . «А. Сибиряков» погиб, но успел предупредить о появлении врага. В 13.40 на Диксон пришла короткая радиограмма: «Принимаем бой!» В 13.47-—следующая: «Ну, началась канонада!» Очень уж неофициальным был ее текст, и на Диксоне решили: это не сообщение капитана, а слова, вырвавшиеся у радиста Ширшова. Связь прекратилась. Пароход долго не отвечал на вызовы, потом диксоновские радисты, напряженно прильнувшие к приемникам, поймали несколько отрывочных слов, из которых составился текст: «Продолжаем бой, судно горит...» И конец. А передающая радиостанция Диксона в это время уже посылала в эфир предупреждение: «Всем, всем, всем! В Карском море появился фашистский крейсер. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» принял бой!» У него не было выбора: или сдаваться, или погибнуть. И легендарный пароход совершил свой последний подвиг. Он развернулся и пошел на немецкий линкор, ведя огонь из жалких пушчонок. Немцы сначала были ошеломлены: неужели это маленькое судно хочет таранить бронированную махину?! Шеер» дал несколько залпов. Тяжелые снаряды подожгли пароход. Он загорелся и начал быстро тонуть. Вскоре над «Сибиряковым» навсегда сомкнулись волны Карского моря. За несколько минут почти весь экипаж «Сибирякова» погиб. «А. Сибиряков» вел огонь до последней минуты, весь изрешеченный, пылающий и потерявший ход. Через сорок минут отчаянного артиллерийского сражения все было кончено. Ветеран советского арктического флота, предпочитая гибель плену, открыл кингстоны. Кингстоны открыл механик Бочурко. Океан поглотил непобежденное судно, на его мачте реял иссеченный осколками, но не спущенный флаг. Кочегару П.И. Вавилову удалось укрыться на островке, где пришлось провести в одиночестве 34 дня, пока его не спасли полярные лётчики (потом в Диксоне Вавилова изощрённо допрашивали контрразведчики, заподозрившие в нём... гитлеровского диверсанта!). Вот такой ценой моряки - сибиряковцы сумели оповестить Арктику о нависшей над ней смертельной угрозе. Четырнадцать советских судов находились в это время недалеко от места схватки, в проливе Вилькицкого. Получив сообщение с Диксона, капитаны свернули с чистой воды и вошли в тяжелые ледяные поля. Через час они были недосягаемы для вражеского корабля. На острове под руководством Арефа Ивановича Минеева спешно готовились к обороне. День прошёл спокойно. Вода не хранит следов. Но на всех морских картах отмечено место, где произошел этот бой. И все корабли, которые проходят мимо острова Белуха над могилой «Сибирякова», приспускают свои флаги и салютуют протяжным гудком! А что с «Шеером»? Линейный корабль вышел из боя без повреждений, но все равно его рейд был уже обречен на провал. Командиру линкора так и не удалось узнать, где находится караван и какова ледовая обстановка в проливе Вилькицкого. К тому же «Шеер» обнаружил себя, и надо было ждать появления советских самолетов или подводных лодок. Пора было убираться восвояси. Но прежде чем покинуть Карское море, командир линкора решил уничтожить советский центр в Западной Арктике — поселок Диксон. Немцы рассчитывали на неожиданность: подойти к острову незаметно, нанести мощный артиллерийский удар, при благоприятных условиях высадить десант, захватить документы и пленных. План был составлен подробный, аккуратный, и вначале все, действительно, шло точно по плану. В ночь на 27 августа линкор приблизился к Диксону и возле мыса Наковальня начал разворачиваться бортом к бухте, чтобы открыть огонь сразу из всех орудий. Но на линкоре не знали, что его уже засекли наблюдатели, что шестидюймовая батарея на острове направила свои пушки в сторону врага. Вскоре после полуночи перед посёлком Новый Диксон возник силуэт огромного военного корабля. Он двигался медленно, как бы ощупью, фашисты опасались подводных камней. Он огибал остров с юга. Остров молчал. Пройдя на внешний рейд между островами Диксон и Верн, он открыл огонь по порту. Раздалась команда, и залп двадцати тяжелых орудий прогрохотал, как горный обвал, отозвавшись гулким эхом среди береговых скал. Одного этого залпа, казалось, достаточно, чтобы ошеломить людей, привыкших к северной тишине. Но удивлены были не диксоновцы, удивлены были немцы, когда вслед за их залпом вспышки выстрелов замелькали на берегу и в бухте. Вокруг «Шеера» взметнулись белые султаны воды. Два шестидюймовых снаряда, один за другим, взорвались на его палубе. Благодаря героизму сибиряковцев, Диксон успел подготовиться к обороне, и когда крейсер напал на этот порт, он получил достойный отпор и трусливо бежал, выпустив дымовую завесу. Радиоцентр Диксона успел передать предупреждение: «Всем, всем, всем! В Карском море фашистский рейдер! «Сибиряков» принял бой!» На Диксоне все было подготовлено к нападению и возможной эвакуации. Диксон не обладал сколько – нибудь серьёзными средствами для защиты. Единственной военной силой было небольшое судно СКР – 19 с четырьмя 76 мм пушками, да местный отряд народного ополчения, имевший противотанковое 45мм орудий. Несколько пушек, привезённых с началом войны, были уже демонтированы и погружены на борт СКР -19.Он за ними и пришёл сюда. В орудиях остро нуждался фронт. Подготовлена была к погрузке и батарея полевых орудий под командованием Н. Корнякова. В порту стояло ещё два судна: «Революционер» с грузом пиломатериалов и ещё одно «Кара» с большим грузом взрывчатки(150 тонн). Между портом и островом на рейде стояло третье. Всем судам было приказано уйти в бухту. Объявили боевую тревогу. Как только рейдер приблизился к линии досягаемости батареи Н.М.Корнякова, которые успели развернуть одну пушку в сторону пирата, с угольной площадки главного причала открыли по нему огонь. Артиллеристы вели бой с поразительным хладнокровием. Им помогала пушка ополченцев. Немедленно был дан ответный залп. «Дежнев» и «Революционер» шли напролом, полным ходом приближаясь к «Шееру». Мелкие снаряды с пароходов попадали в надстройки линкора. А немецкие тяжелые снаряды насквозь прошивали тонкие борта пароходов и рвались в воде. Рейдер начал обстрел идущих в бухту судов, у которых были орудий только малого калибра. Прямым попаданием был подожжен пароход «Революционер» и уничтожен боевой расчет орудия на «СКР-19» На «Дежневе» и «Революционере» вспыхнули пожары, появились убитые и раненые. Но и линкор не выдержал: он дал полный ход и быстро исчез в тумане. Командир «Шеера» не ожидал встретить сопротивление. У него не было никакой охоты рисковать вдали от своих берегов. Ведь при первом же серьезном повреждении линкор был бы обречен... Поставив дымовую завесу, суда укрылись в глубине недосягаемой для огня бухты. Огонь крейсера обрушился на порт. Но в это время несколько снарядов разорвались на борту «Шеера» и, поставив дымовую завесу, он поспешил уйти из зоны обстрела. Разумеется, бой был неравным, шесть небольших пушек и мощная артиллерия линкора, выбрасывающая за один залп три тонны взрывчатки и металла. Но нервы фашистов не выдержали. Уходя, рейдер обстрелял электромаяк и радиоцентр. Была разбита одна из станций, подожжен жилой дом и электростанция. Укрывшись дымовой завесой, пират стал уходить полным ходом восвояси, не выполнив плана операции, которую они хвастливо называли «нож в горло Сибири». После войны стало известно, что гитлеровцы возлагали на «Шеера» большие надежды. Под командованием опытного моряка Меендсен Больке крейсер в сопровождении пяти подводных лодок должен был провести операцию «Вудерланд» (Страна чудес). Предусматривалась высадка десанта, уничтожение радиостанции, портовых сооружений, захват пленных, документов, морских карт. В порту и на острове потерь не было. В портовом поселке не было повреждений. Но в неравном бою погибли семь моряков-североморцев на «СКР-19», 21 член экипажа был ранен. Павшие герои похоронены на острове в братской могиле. Она на высоком берегу бухты, в самом центре островного поселка. Дальний пиратский рейд «Адмирала Шеера» окончился провалом. Ему удалось потопить старый пароход «Сибиряков». Но разыскать караван, нарушить движение на северной трассе линкор не смог. Советские суда с грузами продолжали идти по своим маршрутам.
Заключение
Совершенно необходимыми стали в ходе войны наши полярные станции. Они продолжали вести метеонаблюдения, снабжая страну сводками погоды, круглосуточно следили за морем и небом, где в любой момент мог появиться враг, и враг понимал, сколь важна эта деятельность. Вот почему шесть арктических зимовок подверглись целенаправленным атакам немецких подводных лодок, научные точки на Новой Земле, на побережье Таймыра, на островах Карского моря были сожжены дотла. Среди зимовщиков имелись жертвы, а несколько сотрудников одной из станций были захвачены в плен и увезены в неволю. Однако исследовательские работы в Арктике не прекращались даже в наиболее страшные периоды войны. На восточном «плече» трассы в те годы даже открывались новые зимовки — слишком серьёзную роль играли они в жизни Северного морского пути и всей страны. Благодаря подвигу защитников Диксона Северный морской путь продолжал вносить свой важнейший вклад в дело Великой Победы.
Литература: 1. А.Н. Колесов По Енисею. Путеводитель Красноярское книжное издательство 1971год 2. В.Чаган От Дивногорска до Диксона. Красноярское книжное издательство 1976 год 3. Г.Кульбицкий Уходит река к океану. Красноярское книжное издательство 1976 год 4. В. Упенский Клады и загадки Таймыра Москва Советская Россия 1972 год 5.Красноярье. Пять веков истории. Часть 2 Группа компаний «Платина»2006 г. 6. Енисейский энциклопедический словарь Красноярск КОО Ассоциация «Русская энциклопедия» 1998 7. Детская энциклопедия, том 1 Педагогика Москва 1971 8. «Операция Вундерланд» статья И.Целищева Газета «Наш край» №37-38 30 сентября 2004 9. «Оплеуха «Адмиралу Шееру» В.Куденков Газета «Красноярский комсомолец» (выходные данные на вырезке не сохранились)
Рефлексия: Чувствую неполную удовлетворенность. Я бы хотел продолжить работу над темой, но надежды на Интернет, музей Енисейского пароходства не оправдались, они не дали больше информации, чем было найдено в книгах, газетных статьях. В силу возраста и места проживания ограничены мои возможности воспользоваться краевой библиотекой, военными архивами. Самооценка:. Мне было очень интересно самому узнать о том, что в нашем крае были военные действия во время ВОВ. Обидно, что практически во всех справочниках, книгах о войне, об этих событиях даже не упоминается. Даже в Енисейском энциклопедическом словаре нет информации (только о Н.Корнякове). В августе 2007 года было 65 лет со времени боя за Диксон, почти нигде об этом не было информации в СМИ
© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2009 © Шиндякин Вячеслав, 2009
| |||||||||
| |||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |