| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центр дистанционного образования "Эйдос" V-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция
Творческая работа участника V-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции Социальная структура общества на примере Саянского района АРХИВ
МОУ Агинская СОШ №2, НОУ «Росток»
Обществознание, исследовательская работа Автор: Парохонько Анна, 9 класс, МОУ Агинская СОШ №2, с. Агинское Саянского района Красноярского края, metiluda@mail.ru Руководитель: Рубцова Татьяна Викторовна, учитель истории, МОУ Агинская СОШ №2, с. Агинское Саянского района Красноярского края
Почему я выбрала эту тему?
Цель моей работы: Цель научной работы: изучение основных тенденций изменения социальной структуры современного. Задачи:
Проанализировать литературу по исследуемой теме Сравнить основные тенденции социальной структуры современной России и Саянского района. Главная идея, проблема работы Содержание работы: I Введение. 1. Составляющие социальной структуры a) Социальная система б) Элементы социальной структуры в) Социальные группы 2. Социальная стратификация а) Что такое социальная стратификация б) Виды социальной стратификации в) Критерии в социальной стратификации г) Системы социальной стратификации 3. Особенности и основные тенденции развития социальной структуры в современной России III Практическая часть 1.Социальная структура Саянского района 2. Основные тенденции и особенности социальной структуры Саянского района IV Заключение V Список литературы ВВЕДЕНИЕ Социальная структура обозначает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению. Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающие начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграции нового. Незыблемость структуры общества не означает, что внутри него не происходят изменения: возможен рост одного и сокращения другого социального слоя. Эти изменения нельзя объяснить естественным приростом населения. Происходит либо падения значительных групп, либо подъем. Даже значительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции отдельных индивидов. Взаимодействие в обществе приводит к становлению новых социальных отношений, которые можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Социальная структура всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменение социальных отношений. Являясь своим родом каркасом системы общественных отношений, она организует общественную жизнь. Зачем нужно знание социальной структуры и социальных групп:
Знание социальной структуры позволяет власти принять правильные решения и устранить недостатки Цель работы: изменение основных тенденций социальной структуры современного общества. Задачи:
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Общество- 1) в широком смысле все человечество в прошлом, современности и перспективе; все население Земли; обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения; 2) в узком смысле: а) совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой- либо деятельности (например, «Друзья леса», спортивное общество); б) определенный этап исторического развития (например, феодальное общество, советское общество). Характеризуя общество, мы обращаем внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества. Социальная сфера жизни общества представляет собой целостную систему, основными элементами которой являются люди, а также их связи, взаимодействия и отношения, представляемые из поколения в поколение. Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений, которые можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Внутреннее устройство общества характеризуется таким понятием, как социальная структура. Социальная структура – сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп. В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Социальной системой являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредственном контакте; организации с четко оформленной социальной структурой; этнические или национальные общности; государства или группы взаимосвязанных государств и т. п.; некоторые структурные подсистемы общества: например экономические, политические или правовые системы общества, наука и т. д. В качестве социальной системы может выступать отдельные личности, если она рассматривается с точки зрения тех её характеристик, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия. Каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в неё индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает по отношению к окружению как единое целое. (7) СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
(5) Хотя сам факт системной организованности общества жизни в тех или иных формах осознавался ещё в античности, однако вплоть до возникновения марксизма природа связей, образующих социальную систему, трактовалась либо идеалистически, например как результат решения людей (теории «общественного договора»), либо натуралистически, как продолжение и расширение биологических связей между организмами. Понятие социальная структура общества есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступают связи этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных видов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристики социальной структуры общества на определенной ступени развития. С позиции материалистического понимания истории возникновения, функционирование, развитие и смена социальной структуры рассматривается как естественноисторический процесс. Исходными связями социальной системы являются производственные отношения; по мере исторического развития формируются другие виды социальных отношений (политические, идеологические и пр.), что увеличивает количество и обогащает содержание социальных связей между людьми, а также служит основой для формирования новых типов социальной системы. В ходе исторического развития, по мере интенсификации торговых, экономических, политических культурных взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными странами и регионами происходит длительный и противоречивый процесс формирования мировой социальной системы. Современная стадия этого процесса - эпоха перехода человечества от капитализма к социализму- характеризуется сосуществованием двух противоположных социальных систем: социализма и капитализма. «В сочетании соревнования, противоборства двух систем и нарастающей тенденции к взаимозависимости государств мирового сообщества - реальная диалектика современного развития. Именно так, через борьбу противоположностей складывается противоречивый, но взаимозависимый, во многом целостный мир».(6) Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе. Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов. Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее. Социальные группы, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; характеру этих связей соответствует многообразие социальных групп. В книги «Левиафан» дано первое четкое определение группы как «… известного числа людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделены группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные и др. в дальнейшем этот термин использовался для характеристики экономической и политической социальной группы английскими экономистами, французскими историками и социалистами-утопистами. Во 2-й половине XIX века Гумплович объявил биологическую расу основной социальной группой. Кули в начале XX века считал важнейшими «первичные группы» (семья, соседские и дружеские компании); в современном Западе в социологии этот подход разработан в теориях малых групп (Мэйо, Морено, Хоманс и др.), групповой динамики (Левин). Для большинства западных теорий социальные группы характерно отсутствие классового анализа социально-групповых процессов. Характеризуя разработку проблемы социальной группы в буржуазной социологии, В.И.Ленин писал: «Само по себе это понятие слишком еще неопределенно и произвольно критерий различения «групп» можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т. п. Нет твердого признака, по которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные «группы»». Марксизм выработал новый историко-материалистический подход к социальной группе, суть которого заключается: во - первых, в применении к группам принципа историзма; существуют не группы общества вообще, а группы исторически определенного общества, характер и роль которых меняются вместе со сменой общественно-экономических формаций; во - вторых, было доказано, что в условиях классового общества основными социальными группами являются классы: они оказывают определяющее воздействие на все области общественной жизни, на поведение всех других социальных групп, каждая из которых выделяется по своему специфическому признаку. Этот материалистический принцип лежит в основе научного анализа социальных групп. Различают большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы - это совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе некоторых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Производственные объединения работников одного предприятия и территориальной общности (жители одной деревни, города, района) можно назвать средними группами. Территориальные общности являются спонтанными групповыми образованиями. Производственные объединения создаются для достижения определенной цели и регулируют свой состав и отношения с помощью определенной структуры управления, коммуникаций, способов принятия решений и санкций. Существуют также многообразные малые группы - семья, первичные производственные ячейки (бригады), соседские общности, дружеские компании, школьный класс и т. п. Специфическим признаком малой группы являются непосредственные контакты её членов друг с другом. Каждая малая группа обладает определенной структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутригрупповых межличностных отношений. Различают формальные и неформальные малые группы: первые функционируют в соответствии с заранее установленными (обычно-официально фиксированными) целями, положениями, инструкциями, уставами: вторые складываются под воздействием личных симпатий и антипатий. В формальной малой группе также складываются неформальные отношения между её членами, и успех её функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формальной и неформальной структур группы.(6) ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП по численности
по характеру взаимодействия
по способу организации и регулирования взаимодействия
по количеству ценностей, вокруг которых они объединены
(5) Различные социальные группы не образуют строгой иерархии, но взаимно влияют друг на друга. Социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации. Социальная стратификация (от латинского stratum- слой и facio- делаю), обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Многие западные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. Различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе только одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупность признаков. Большинство западных теорий социальной стратификации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). (7) Все ученые сходятся во мнении, что основной стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К.Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М.Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утвердил, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В 30-40-е годы в американской социологии была предпринята попытка преодолеть многомерность стратификации путем предложения индивидам самим определить свое место в социальной структуре. Но такого рода исследования дали другой результат: они показали, что сознательно или интуитивно люди ощущают, осознают иерархичность общества, чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе. Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов. Введение такого критерия как уровень доходов вело к тому, что в соответствии с ним можно было выделить формально бесконечное множество слоев населения с разным уровнем благосостояния. А обращение к проблеме социально-профессионального престижа давало основание сделать стратификационную структуру очень похожей на социально-профессиональную.
И это не самый длинный список основных социальных слоев общества. Возникла опасность утраты целостного видения стратификационной структуры, которое все больше подменялось стремлением исследователей распределить индивидов по «этажам» социальной иерархии. Первой системой социальной стратификации было рабство, которое возникло еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняется до сих пор. Второй системой следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни не возможен – для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:
Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословием называют группу людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и назвали – первое сословие и второе сословие соответственно), ко второй - ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 года, помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство), существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество). Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В.И.Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». В зависимости от исторического периода выделяют в качестве основных классы:
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих в обществе общностей, взятых в их взаимодействии, то в ней могут быть выделены следующие элементы:
В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят стратовые блоки:
С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследований:
Человек, занимающий некоторое место в социальной структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности. Вертикальная мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего). Во втором случае говорят о горизонтальной мобильности. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 году привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 года, английская революция XVII века. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных условиях считается важным показателем демократичности общества. Известный социолог П.Сорокин выделял в ней два подтипа – восходящую мобильность и нисходящую мобильность, то есть социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения имеют две формы. Первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая же форма проявляется в деградации всей социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других социальных групп или в разрушении ее социального единства. Кроме вертикальной и горизонтальной различают групповую и индивидуальную социальную мобильность. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии. Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы «выправляется», она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором – нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту в социальной иерархии. Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во- первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение «наверх» тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. В обществе социальные институты регулируют движение по вертикали, своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяют проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного «социального лифта», который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социальной иерархии. Однако использования движущей силы какого-либо социального института для подъема «наверх» не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато потерей связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей. Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-x – в 30-e годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен. Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами. Другой группой выпадающей из социальной структуры являются люмпены. Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» общественной жизни,- бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Качественные изменения, происходящие сегодня в экономическом базисе российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуальны, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые в высококвалифицированным трудом и работники умственного труда). До экономического кризиса августа 1998 года по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колебалось от 10% до 15%. Сегодня оно, конечно, существенно сократилось. Наконец, низшая страта в современной России – это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.(6) СТРАТЫ И КЛАССЫ
В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.(6)
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
(5) КЛАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ И СЛОИ (Саянский район)
1979год
2007год
СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 1979год
2007год
ЭТНИЧЕСКИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ 2007год
(4) Заключение 1) Социальная структура подвержена изменениям. Картина социальной жизни современного общества пестра и подвижна. Население Саянского района многонационально, Хотя большую часть составляют русские. Новой этнической группой, проживающей га территории район стали азербайджанцы. Общество Саянского района различаются и социально – демографическому приказу: изменилось отношение работающего населения и пенсионеров, но сократилось рождаемость и на 9% сократилась доля населения до 18 лет. Особенности последних лет стало возрастание социальной дифференциации население. Это выражается в существенном увеличении разрыва в доходах разных социальных групп. На территории Саянского района преобладает бедное население, уровень доходов низкий, 24% населения составляют безработные. Падает статус интеллектуальных профессий; тяжелое положение сохраняется у менее защищенных групп населения: инвалидов, безработных, многодетных семей, пенсионеров. 2)Сопоставляя основные тенденции развития социальной структуры России и изменения происхождения в социальной структуре Саянского Района я пришла к выводу: Тенденции социальной структуры Саянского района соответствуют изменениям социальной структуры России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1) http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=555 2) http://online-courses.ru/kurs/54/3508 3) http://radaevslava.livejournal.com/22024.html 4) Паспорт Саянского района, Красноярск, 1980 5) П.А Баронов, Обществознание в таблицах, Астрель, М., 2005 6) А.В. Клименко, Обществознание, «АЙРИС-пресс», 2004 7) Философский энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, М., 1989
Назначение Данные моей работы были использованы на уроках обществоведения по теме "Социальная структура общества". Некоторыми результатами моей работы заинтересовались социальные службы района
Рефлексия: На первом этапе я изучила теорию: монографии, статьи,справочные материалыпо данной теме.Следующим этапом был сбор статистических данных. За ними я обращалась в социальные службы нашего района. Затем я обработала полученные сведения и сделала определенные выводы. Очень интересно было изучать литературу. Проблемы возникли при сборе и обработке данных: ·
В следующем году я продолжу работу по данной теме. Хочется более подробно остановиться на некоторых вопросах.
© Центр дистанционного образования "Эйдос", 2009 © Парохонько Анна, 2009 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |